Свобода выбора как божественный дар
Этот взгляд делает акцент на важности личной ответственности: Божье всеведение и предвидение результата нашего выбора лишь подтверждают уже сделанный нами шаг и не аннулируют возможность свободного волеизъявления. Подлинная свобода заключается в том, что у каждого человека есть реальный выбор – использовать полученные дары для преуспевания в добре или отвернуться от него.
Таким образом, свобода выбора предстает не как набор навязанных обстоятельств, а как живой и личностный дар, определяющий наше моральное развитие. Этот динамичный и в то же время серьёзный взгляд помогает понять, что наш путь во многом определяется самим нами – и именно в наших руках формируется судьба.
Является ли возможность не грешить результатом личного выбора или предопределения со стороны Бога?
Согласно представленным материалам, возможность не грешить рассматривается прежде всего как результат личного выбора, дарованного Богом, а не как навязанное предопределение. Человек, созданный по образу Божию, обладает свободной волей, что позволяет ему принимать решение – действовать во благо или отвернуться от добра.
Например, Святой Иоанн Дамаскин отмечает:
"Святой Иоанн Дамаскин говорит, что сотворенный Богом человек «имел возможность пребывать и преуспевать в добре... равно как и отвращаться от прекрасного и очутиться во зле по причине обладания свободною волею». Вообще, для совершения какого-либо нравственного поступка необходимы и, вместе с этим, достаточны два условия: наличие возможности совершить этот поступок при возможности не совершать его, то есть иметь свободный выбор (свободную волю) и желание (свободное волеизъявление) совершить поступок." (source: https://otci.eu/w/19004 )
Другой источник подчеркивает, что свобода выбора является личностным даром, данным Богом:
"Вопрос о человеческой индивидуальности. Та связь верующего с Богом, на которую ориентирует христианское вероучение, свидетельствует о признании личного начала. Это проявляется, в частности, и в представлении о свободе выбора, которой наделен человек. Свобода выбора между добром и злом не противоречит в раннем христианстве идее промысла. Согласно этому вероучению, от Бога промысл и дар свободы человеку, от человека выбор нравственного пути." (source: https://otci.eu/w/19005 )
При этом концепция Божьего промысла включает и аспект предвидения: Бог, обладая всеведением, знает исход выбора каждого, но это знание не отменяет самостоятельности и ответственности человека. Как уточняется:
"Предопределение в отношении каждого отдельного человека имеет два момента: а) безусловный, состоящий в том, что Бог вне зависимости ни от чего дарует всякому человеку все необходимое для его спасения; б) условный, состоящий в том, что Бог определяет участь человека в зависимости от того, как он пользуется дарованными ему средствами. Условное предопределение основывается на вечном предведении Божием. «Бог все предвидит, но не все предопределяет»" (source: https://otci.eu/w/19006 )
Таким образом, возможность не грешить представляляется результатом личного выбора, когда человек, обладая даром свободы, решает следовать пути добра, а Божье предвидение служит лишь подтверждением этого выбора, а не детерминированием его в полном смысле слова.
Supporting citation(s):
"Святой Иоанн Дамаскин говорит, что сотворенный Богом человек «имел возможность пребывать и преуспевать в добре... равно как и отвращаться от прекрасного и очутиться во зле по причине обладания свободною волею». Вообще, для совершения какого-либо нравственного поступка необходимы и, вместе с этим, достаточны два условия: наличие возможности совершить этот поступок при возможности не совершать его, то есть иметь свободный выбор (свободную волю) и желание (свободное волеизъявление) совершить поступок." (source: https://otci.eu/w/19007 )
"Вопрос о человеческой индивидуальности. Та связь верующего с Богом, на которую ориентирует христианское вероучение, свидетельствует о признании личного начала. Это проявляется, в частности, и в представлении о свободе выбора, которой наделен человек. Свобода выбора между добром и злом не противоречит в раннем христианстве идее промысла. Согласно этому вероучению, от Бога промысл и дар свободы человеку, от человека выбор нравственного пути." (source: https://otci.eu/w/19008 )
"Предопределение в отношении каждого отдельного человека имеет два момента: а) безусловный [...] «Бог все предвидит, но не все предопределяет»" (source: https://otci.eu/w/19009 )
Продолжить дисскуссию...(https://otci.eu/w/19010)
https://vestirama.ru/vesti-orenburzhya/vyipuski/205125-vypusk-ot-13-yanvarya-2025-goda.html
https://www.9111.ru/questions/24422196/
https://tatmitropolia.ru/newses/kaznews/?id=80834
https://www.hibiny.ru/murmanskaya-oblast/news/item-chto-predskazal-rossii-kitayu-issha-arhimandrit-ioann-skotorym-dvajdy-besedoval-putin-nastanet-chas-391675/
https://sotaproject.com/article/kanonizatsiia-suvorova-kak-chast-novoi-politiki-pamiati
https://pln-pskov.ru/church/chne/543775.html
https://www.cigarinfo.ru/news/cigars/30-imeninnikov-nedeli-4.html
https://skillbox.ru/media/education/platforma-skillbox-nazvala-samye-populyarnye-kursy-po-navykam-za-pervuyu-polovinu-2024-goda/
https://nplus1.ru/material/2024/12/28/dopamine-in-health
https://www.kstu.ru/event.jsp?id=160993&id_cat=1
Komentāri
Ierakstīt komentāru